Памятка по формированию отчетности 2-ТП (отходы) в "Модуле природопользователя"

 


31.07.2018

Уважаемые природопользователи!

 

            Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014г. №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» утверждены критерии установления категории риска. Согласно данному документу объекты IV категории относятся к категории низкого риска и в отношении них плановые проверки не проводятся вообще. Отнесение к категории риска осуществляется решением Росприроднадзора.

            Это позволяет полагать, что природопользователю выгоднее встать на государственный учет и получить категорию для объекта, чем осуществлять деятельность без нее, поскольку категория вносит ясность в права и обязанности.

            Новый п. 9 ст. 65 Закона №7-ФЗ вносит конкретику в вопрос проведения проверок на всех объектах IV категории, а именно «в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся». Этот пункт вступает в силу с 1 января 2019 года. Таким образом, плановых проверок для природопользователей – обладателей исключительно объектов IV категории со следующего года быть не должно.

            Природопользователи, чьи объекты могут быть отнесены к IV категории, имеют и другие привилегии, поскольку при постановке на государственный учет природопользователь извещает о низком уровне негативного воздействия. Самый главный плюс получения свидетельства с IV категорией – отмена платы за НВОС согласно ст. 16.1 Закона №7-ФЗ. Но на это имеют право рассчитывать только те природопользователи, у которых имеются объекты сугубо IV категории. Если есть объекты разных категорий, то плата вносится за НВОС каждого имеющегося объекта.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 09.01.2017г. №3 «Об утверждении Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» декларацию предоставляют лишь те лица, которые обязаны вносить плату за НВОС, соответственно природопользователи, чьи объекты отнесены к IV категории, декларацию о плате за НВОС не предоставляют.

            К другим льготам можно отнести, конечно же, отсутствие необходимости разрабатывать программу производственного экологического контроля (ПЭК) и представлять отчет об организации и результатах осуществления ПЭК. В ст. 67 Закона №7-ФЗ говорится, что программу разрабатывают лишь те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют объекты IIII категорий.

            Еще одна немаловажная привилегия – с 1 января 2019 года «нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории» (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2014г. №219-ФЗ).

            Что касается отходов, то на сегодняшний день обязанность разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) субъектами крупного предпринимательства, а также обязанность представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства лежит на всех природопользователях независимо от установленных категорий их объектов. Но опять же, с 1 января 2019 года согласно п.2 ст. 3 Закона №219-ФЗ в случае, если природопользователь осуществляет свою деятельность исключительно на объектах IV категории, то разработка ПНООЛР и сдача отчетности по обращению с отходами не требуется. Также п.8 ст. 31.2 данного закона освобождает владельца объекта IV категории от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду.

            Некоторые природопользователи по ряду причин не поставили имеющиеся объекты НВОС на государственный учет. Вместе с тем, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по постановке объектов НВОС на государственный учет предполагает привлечение к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, административный протокол может быть составлен в случае проверки. В случае если природопользователь внесен в план проверок и он не поставил или поставил несвоевременно объекты НВОС на государственный учет, то высока вероятность наложения штрафа во время проверки.

            Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

            1. В постановке на государственный учет объекта IV категории для природопользователей много плюсов. Очевидное достоинство, из которого вытекают все прочие – это то, что становится однозначным положением и обязанности природопользователя.

            2. Владельцы объектов IV категории освобождаются с 1 января 2019 года от плановых проверок.

            3. Владельцам объектов IV категории не нужно вносить плату за НВОС, в отличие от природопользователей с объектами "вне категории", за которыми сохраняется обязанность платить за размещение отходов не ТКО, и соответственно подавать декларацию о плате.

            4. Для объектов IV категории не нужно: разрабатывать программу ПЭК и представлять отчет о его результатах; рассчитывать нормативы допустимых выбросов и сбросов; разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и сдавать отчетность по обращению с отходами; подготавливать и сдавать декларацию о воздействии на окружающую среду; разрабатывать план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности.

 

 


 

Вступил в силу закон «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности»

 

10 января 2016 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».

 

 

Перенесены сроки получения лицензии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

 

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перенесены сроки получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности лицензии до 1 июля 2016 года.

 

 

О СРОКЕ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях формирования единого подхода в вопросе срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году разъясняет следующее.


Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 г. вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.


В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Приказ) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Учитывая, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены переходные положения, определяющие срок внесения платы за IV квартал 2015 г. (до 20.01.2016 с учетом Приказа), то после 1 января 2016 г. плата должна быть внесена до 1 марта 2016 г.


При этом Росприроднадзор обращает внимание, что в сложившейся ситуации территориальные органы Росприроднадзора вправе применить штрафные санкции за невнесение платы после 1 марта 2016 г.

А. Г. СИДОРОВ

 



 28.06.2018

Управление природопользования, лесного комплекса, сельского хозяйства администрации Бабушкинского муниципального района напоминает, что действия (бездействия) в отношении неправомерного обращения с отходами влечет за собой административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» с привлечением к административному наказанию:

 

для физических лиц – штраф от 1,0 до 2,0 тыс. руб. с возмещением ущерба, нанесенного окружающей среде;

для должностных лиц – штраф от 10,0  до 30,0 тыс. руб. с возмещением ущерба, нанесённого окружающей среде;

для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30,0  до 50,0 тыс. руб. с возмещением ущерба, нанесённого окружающей среде;

для юридических лиц – штраф от 100,0 до 250,0 тыс. руб. с возмещением ущерба, нанесённого окружающей среде.

 

Надзорными органами и местными властями принято решение проводить регулярные рейды по выявлению фактов незаконных сбросов отходов, работа по предотвращению неправомерного обращения с отходами ведется постоянно с применением оборудования видеонаблюдения. Каждый нарушитель будет наказан и привлечен к ответственности!

Вред, наносимый окружающей среде при сбросе жидких отходов, может показаться обывателю не столь значительным. Но последствия могут стать весьма серьезными. Задумайтесь, куда в итоге попадет вся эта отрава, инфекции и прочая гадость, которыми кишат эти отходы? Правильно. В наши дома. Либо с водой, либо принесут животные, либо, и это самое страшное, рядом с этими отходами могут играть ваши дети.

Только вместе и сообща мы можем сохранить и сберечь нашу природу и ее богатства, которыми мы сполна пользуемся, не отдавая ничего взамен. Сегодня мы не можем восполнить многие природные ресурсы. Почва, к примеру, относится к трудно возобновляемым ресурсам, поскольку разрушить и истощить ее очень легко, а создать заново – при наших условиях практически невозможно, ведь формирование зрелых почв требует сотен или тысяч лет, а необратимая деградация или полное уничтожение почвы может произойти всего за несколько лет. Восполнить не можем, но можем хотя бы не наносить ей вред. Нельзя забывать, что здоровая окружающая среда – залог нашего с вами благоденствия и хорошего самочувствия.

О любых фактах или намерениях несанкционированного сброса отходов производства и потребления, которые стали вам известны, сообщайте по телефону 2-14-30/2-17-76 – управление природопользования, лесного комплекса, сельского хозяйства администрации Бабушкинского муниципального района.